У операторов есть шанс изменить расстановку сил на рынке электронных платежей.
Бум онлайн-платежей, наконец, докатился и до Украины. Телекоммуникации выходят за пределы связи как таковой.
Мобильный телефон все чаще выполняет несвойственные ему изначально функции: служит навигатором, точкой доступа в интернет, отслеживает состояние здоровья и даже заменяет собой кошелек.
«Рынок мобильной коммерции – очень интересное и новое направление для телеком-операторов. «Киевстар» одним из первых вышел на этот рынок с рядом интересных продуктов — «Мобильные деньги» и NFC-платежи. Мы считаем, что за этими продуктами — будущее, поскольку это удобно для клиентов», — рассказывает Контрактам менеджер мобильной коммерции «Киевстар» Леся Запорожец. По ее словам, «Мобильные деньги» сегодня позволяют абонентам оплачивать с мобильного телефона различные услуги и товары онлайн, используя средства абонентского счета. Услуга предоставляется совместно с компанией «Контрактовый Дом», которая обеспечивает финансовую сторону процесса, а «Киевстар» – техническую. Мобильный оператор обеспечивает через свои каналы мобильной связи доступ абонентов к расчетам с финансовым партнером. «Рост популярности мобильных платежей очевиден. За полгода с момента его запуска количество пользователей сервиса превысило 50 тыс., число ежемесячных транзакций более 40 тыс., и их количество постоянно увеличивается. Ассортимент продуктов и сервисов, за которые можно рассчитаться с помощью «Мобильных денег» — более 650 наименований», — говорит Леся Запорожец.
Подобные сервисы удобны клиентам, у которых возникает потребность осуществить безналичную оплату, а банковской карты под рукой нет. Также к такому виду платежа прибегают те, кто не хочет расходовать средства с банковской карты либо не помнит ее реквизиты. А вот свой номер мобильного телефона помнит каждый и может в любую минуту осуществить удобный, простой и быстрый перевод. Есть клиенты мобильных операторов, которые опасаются «светить» номер своей банковской карты в интернете. Есть также украинцы, которые вообще принципиально не хотят пользоваться банковскими картами. Это тоже аудитория мобильных операторов.
«Безусловно, продукт очень интересен, ведь может значительно упростить и ускорить такую ежедневную рутину, как оплату проезда в транспорте или покупку кофе. Согласитесь, неудобно и небезопасно доставать банковскую карту, например, каждый раз садясь в трамвай», — считает эксперт по электронным платежам «МТС Украина» Дмитрий Коваль.
Побороться с банками
Главные козыри мобильных операторов в конкурентной борьбе с банками за клиентов — большой географический охват и огромная клиентская база. По данным консалтинговой компании Advanced Communications & Media (AC&M), количество пользователей МТС составляет почти 20,8 млн человек, абонентская база оператора «Киевстар» — более 27,5 млн sim-карт, у оператора life:) — 8,22 млн пользователей. Банкиры не могут похвастаться такими показателями. Поэтому отвечая на вопрос, могут ли мобильные операторы изменить расстановку сил на рынке электронных платежей, ответ однозначный: «Да, могут».
«У нас гораздо больше возможностей достучаться до той аудитории, которая по каким-то причинам не пользовалась электронными платежами ранее. К тому же операторы могут отобрать у текущих лидеров этого рынка долю специфических платежей, таких как онлайн-игры, различный контент», — рассказывает Контрактам Дмитрий Коваль. По его оценкам, за счет операторов мобильной связи и их платежных услуг рынок может вырасти в 2-2,5 раза за ближайшие 2-3 года. «Мы сейчас вместе с партнерами разрабатываем собственный вариант подобного сервиса. Планируем его запустить уже в ближайшее время», — уточняет Коваль.
Однако конкуренция на банковском рынке серьезная, и надеяться, что банкиры встретят на нем мобильных операторов с распростертыми объятьями, не приходится. Этот факт привносит долю пессимизма в оценку перспектив быстрого изменения расстановки сил на рынке электронных платежей. «Банковский, финансовый сектор — индустрия консервативная и ранее не предполагала вхождения в этот бизнес телеком-операторов», — констатирует Леся Запорожец.
Сложный союз
При этом эксперт не отрицает, что рано или поздно мировые тренды телеком-рынка придут и в Украину. Безусловно, в выигрыше останутся те, кто сможет выстроить эффективное сотрудничество. «Те компании телеком-связи и банковского сектора, которые будут образовывать бизнес-связки для их продвижения, смогут получать преимущества от таких инноваций», — подчеркивает Запорожец.
Однако пока операторам сложно оценить эффективность союза с банками. «Дело в том, что для проведения финансовых операций банки требуют обязательную идентификацию клиента, а наши, операторские, методы авторизации для них не подходят. Около 90% абонентов мобильных операторов — это анонимы», — объясняет Дмитрий Коваль.
Кроме того, у банков и операторов фактически разные интересы: тогда как операторам больше интересна сфера микроплатежей, банки в ней заинтересованы меньше. Так что шансы трансформации такого сотрудничества в жесткую конкуренцию достаточно велики. «Конкуренция будет и будет очень серьезной. У мобильного оператора есть хороший козырь — значительно превосходящая по количеству база потенциальных клиентов. Поэтому теоретически по правилу опта оператор может оказывать услуги платежей за меньший процент комиссионных, нежели это сейчас делают системы электронных платежей», — резюмирует Коваль.
http://kontrakty.ua